Меню
Каталог
Информация

3D-хайп, его цикл и смысл

15.08.2017
Новости
Интересное
Комментариев: 0

3d принтер

Покончено ли с дутой истерией и ажиотажем вокруг 3D-печати?

Пик увлечения мейнстримных СМИ этой темой пришелся на 2012-14 годы, и как ни старались энтузиасты, оказалось, что реальность кусается. Хотя тот факт, что всё успокоилось, пусть даже и до негативного хайпа, — очень даже замечательно.

Впрочем, с недавних пор броские заголовки про 3D-печать стали вроде как возвращаться. Некоторые из таких заголовков — просто ловушки для кликов, но другие постепенно разогревают шумиху, не имея при этом под собой никакого компетентного содержания. Раздражает и то, и другое, хотя второе более коварно.

Такие дурацкие заголовки про 3D-печать легко отслеживать через Twitter, они снова и снова появляются на новостных сайтах и в социальных сетях.

Казалось бы, проблему можно просто игнорировать, но опыт и история учат нас, что подобные заголовки ставят под угрозу настоящий прогресс 3D-печати и аддитивного производства (АП), в результате чего ожидания перерастают грань реальности. Это, в свою очередь, неизбежно ведет к разочарованию и исключительному цинизму, а также к уменьшению числа сторонников.

Было даже проведено исследование по поводу того, как ажиотаж, который последние 3-5 лет царил вокруг 3D-печати в ведущих СМИ, навредил АП-отрасли. Обещали разве что не революцию.

Сейчас, к счастью, все немного устаканилось: в сфере 3D-печати у нас есть несколько действительно отличных решений и значительное количество утилитарно-бытовых, но очень перспективных для бизнеса применений АП в целом ряде отраслей.

 

Цикл ажиотажа вокруг 3D-печати, 2017 (Gartner)

Некоторое время назад консалтинговая компания Gartner открыла ставший теперь в определенных кругах известным Gartner Hype Cycle, т.е. цикл ажиотажа, который описывает типичный шаблон восприятия новых технологий и вообще инноваций.

По сути, это даже не цикл, а волна. Эта волна выглядит ровно так же, как приведенная выше картинка про 3D-печать, так что параллели более чем очевидны.

Хайп-цикл 3D-печати определяет различные подсекторы этого производства, и, если верить Gartner, впереди нас ждет нормальное внедрение данной технологии в мейнстрим. Если посмотреть на этот график, то можно выделить пять временных этапов:

  • Инновационный триггер (ранние исследования и разработки, первые стартапы и венчурное финансирование, продукция первого поколения, первые энтузиасты).
  • Пик раздувшихся ожиданий (СМИ подхватывают и шумят, множатся поставщики и финансисты, все более широкое внедрение, начинается негативное освещение в прессе).
  • Избавление от иллюзий (консолидация поставщиков и возникновение у них проблем, венчурное финансирование по второму и третьему кругу, менее пяти процентов потенциального внедрения).
  • Преодоление недостатков (включая разработку методологий и лучших практик, продукция третьего поколения).
  • Плато продуктивности (большой рост внедрения).

 

На подъеме

Тренды, которые находятся на подъеме, по причине своего большого потенциала начинают завоевывать всё больший интерес. Пригодной к пользованию продукции по большей части не производится, речь идет только о проверке концепций и соответствующих исследованиях. Поскольку такого рода тренды могут радикальным образом изменить концепцию 3D-печати, мы, определенно, будем их наблюдать в ближайшие месяцы и годы.

  • Программное обеспечение для автоматизации 3D-печати
  • 3D-печать персонализированных потребительских изделий
  • 4D-печать
  • Наноразмерная 3D-печать
  • 3D-печать предметов одежды
  • 3D-печать лекарств
  • 3D-биопечать органов для пересадки
  • Защита интеллектуальной собственности в сфере 3D-печати
  • Макроскопическая 3D-печать.
  • Соединение листовых материалов
  • 3D-печать в нефтяной и газовой промышленности


На пике ожиданий

Ожидания в отношении трендов, которые в настоящий момент находятся на пике, максимально велики. Тут уже есть некоторый багаж историй успеха, однако широкого распространения пока нет.

  • Расплавление в заранее сформированном слое
  • Розничная 3D-печать
  • 3D-печать в учебных аудиториях
  • Осаждение материала при помощи направленного энергетического воздействия
  • 3D-печать хирургических имплантов
  • 3D-печать в логистической цепочке
  • 3D-биопечать для НИОКР в области медицины и биологии


Скатывание под гору

Этот этап соответствует моменту появления волны разочарований относительно конкретных трендов в 3D-печати. Большая часть экспериментов и реализаций терпит неудачу, люди начинают думать, что тот потенциал, который, казалось, был, на самом деле не станет реальностью. Но, как правило, все это длится недолго.

  • 3D-печать медицинских изделий
  • 3D-биопечать человеческой ткани
  • Потребительская 3D-печать
  • 3D-печать в технологических операциях
  • 3D-печать в аэрокосмической и оборонной отраслях
  • Стереолитография
  • 3D-печать предоперационных анатомических моделей
  • 3D-печать инструментов, монтажных элементов и креплений
  • 3D-печать электроники и сборных конструкций


Вверх к преодолению недостатков

Тренды, которые изживают имеющиеся недостатки, становятся всё более востребованными и используемыми. На рынке начинают появляться изделия второго и третьего поколения, которые более эффективны и лучше отвечают запросам клиентов. Впрочем, консервативно настроенные компании продолжают проявлять настороженность.

  • 3D-печать стоматологических инструментов
  • Разбрызгивание связующего вещества
  • Разбрызгивание материала
  • 3D-печать в автомобильном производстве
  • Корпоративная 3D-печать
  • Экструдирование материала
  • 3D-сканеры
  • Программное обеспечение для 3D-печати
  • Сервисные бюро 3D-печати


Выход на плато продуктивности

Наконец, тренд, который выходит на плато продуктивности, становится мейнстримом и широко внедряется.

  • 3D-печать для прототипирования
  • 3D-печать слуховых аппаратов

Если внимательнее приглядеться к нашему случаю, то видно, что «Потребительская 3D-печать» все еще катится под гору избавления от иллюзий. Надо полагать, так будет продолжаться не более предсказываемых Gartner 5-10 лет.

При этом мы еще ничего не сказали об активном и растущем сообществе энтузиастов настольных 3D-принтеров. Справедлива ли для них описываемая волна? Нет, на самом деле, в рамках развития технологии 3D-печати это аномалия, которую недооценивают.

А вот спад стереолитографии вызывает некоторое удивление. Ведь именно стереолитография стояла у истоков аддитивных процессов, именно стереолитография уже нашла свое применение во многих отраслях производства, так что как раз от нее-то и можно было ожидать движения в гору. Между тем это наблюдается в технологиях экструзии, струйного напыления материала и разбрызгивания связующего вещества.

И нет никакого сюрприза в том, что вся 3D-печать под прототипирование вышла на плато продуктивности. Это, вне всякого сомнения, самое широкое применение 3D-печати, которое все приняли и активно используют.

Наряду с прототипированием, настоящим флагманом 3D-печати, как это ни покажется неожиданным, является производство слуховых аппаратов. Они в основном пластиковые, хотя и здесь грядет переход — на металл.

Подводя итоги, можно сказать: чтобы бы вы ни думали о 3D-печати, к ней надо относиться реалистично. Реалии 3D-печати и АП-технологии — это грядущие вызовы. А хайп — он никому не на пользу.

15.08.2017
© 3DPT - Техно 3D - 3dpt.ru
Обсуждение
Имя
E-mail
Комментарий
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Комментарии
Пока нет комментариев
Бесплатное обучение Бесплатное обучение
Доставка по России Доставка по России
Сервисная служба Сервисная служба
Гарантия на все модели Гарантия на все модели
Любая форма оплаты Любая форма оплаты
Запрос