3D-хайп, его цикл и смысл
Покончено ли с дутой истерией и ажиотажем вокруг 3D-печати?
Пик увлечения мейнстримных СМИ этой темой пришелся на 2012-14 годы, и как ни старались энтузиасты, оказалось, что реальность кусается. Хотя тот факт, что всё успокоилось, пусть даже и до негативного хайпа, — очень даже замечательно.
Впрочем, с недавних пор броские заголовки про 3D-печать стали вроде как возвращаться. Некоторые из таких заголовков — просто ловушки для кликов, но другие постепенно разогревают шумиху, не имея при этом под собой никакого компетентного содержания. Раздражает и то, и другое, хотя второе более коварно.
Такие дурацкие заголовки про 3D-печать легко отслеживать через Twitter, они снова и снова появляются на новостных сайтах и в социальных сетях.
Казалось бы, проблему можно просто игнорировать, но опыт и история учат нас, что подобные заголовки ставят под угрозу настоящий прогресс 3D-печати и аддитивного производства (АП), в результате чего ожидания перерастают грань реальности. Это, в свою очередь, неизбежно ведет к разочарованию и исключительному цинизму, а также к уменьшению числа сторонников.
Было даже проведено исследование по поводу того, как ажиотаж, который последние 3-5 лет царил вокруг 3D-печати в ведущих СМИ, навредил АП-отрасли. Обещали разве что не революцию.
Сейчас, к счастью, все немного устаканилось: в сфере 3D-печати у нас есть несколько действительно отличных решений и значительное количество утилитарно-бытовых, но очень перспективных для бизнеса применений АП в целом ряде отраслей.
Цикл ажиотажа вокруг 3D-печати, 2017 (Gartner)
Некоторое время назад консалтинговая компания Gartner открыла ставший теперь в определенных кругах известным Gartner Hype Cycle, т.е. цикл ажиотажа, который описывает типичный шаблон восприятия новых технологий и вообще инноваций.
По сути, это даже не цикл, а волна. Эта волна выглядит ровно так же, как приведенная выше картинка про 3D-печать, так что параллели более чем очевидны.
Хайп-цикл 3D-печати определяет различные подсекторы этого производства, и, если верить Gartner, впереди нас ждет нормальное внедрение данной технологии в мейнстрим. Если посмотреть на этот график, то можно выделить пять временных этапов:
- Инновационный триггер (ранние исследования и разработки, первые стартапы и венчурное финансирование, продукция первого поколения, первые энтузиасты).
- Пик раздувшихся ожиданий (СМИ подхватывают и шумят, множатся поставщики и финансисты, все более широкое внедрение, начинается негативное освещение в прессе).
- Избавление от иллюзий (консолидация поставщиков и возникновение у них проблем, венчурное финансирование по второму и третьему кругу, менее пяти процентов потенциального внедрения).
- Преодоление недостатков (включая разработку методологий и лучших практик, продукция третьего поколения).
- Плато продуктивности (большой рост внедрения).
На подъеме
Тренды, которые находятся на подъеме, по причине своего большого потенциала начинают завоевывать всё больший интерес. Пригодной к пользованию продукции по большей части не производится, речь идет только о проверке концепций и соответствующих исследованиях. Поскольку такого рода тренды могут радикальным образом изменить концепцию 3D-печати, мы, определенно, будем их наблюдать в ближайшие месяцы и годы.
- Программное обеспечение для автоматизации 3D-печати
- 3D-печать персонализированных потребительских изделий
- 4D-печать
- Наноразмерная 3D-печать
- 3D-печать предметов одежды
- 3D-печать лекарств
- 3D-биопечать органов для пересадки
- Защита интеллектуальной собственности в сфере 3D-печати
- Макроскопическая 3D-печать.
- Соединение листовых материалов
- 3D-печать в нефтяной и газовой промышленности
На пике ожиданий
Ожидания в отношении трендов, которые в настоящий момент находятся на пике, максимально велики. Тут уже есть некоторый багаж историй успеха, однако широкого распространения пока нет.
- Расплавление в заранее сформированном слое
- Розничная 3D-печать
- 3D-печать в учебных аудиториях
- Осаждение материала при помощи направленного энергетического воздействия
- 3D-печать хирургических имплантов
- 3D-печать в логистической цепочке
- 3D-биопечать для НИОКР в области медицины и биологии
Скатывание под гору
Этот этап соответствует моменту появления волны разочарований относительно конкретных трендов в 3D-печати. Большая часть экспериментов и реализаций терпит неудачу, люди начинают думать, что тот потенциал, который, казалось, был, на самом деле не станет реальностью. Но, как правило, все это длится недолго.
- 3D-печать медицинских изделий
- 3D-биопечать человеческой ткани
- Потребительская 3D-печать
- 3D-печать в технологических операциях
- 3D-печать в аэрокосмической и оборонной отраслях
- Стереолитография
- 3D-печать предоперационных анатомических моделей
- 3D-печать инструментов, монтажных элементов и креплений
- 3D-печать электроники и сборных конструкций
Вверх к преодолению недостатков
Тренды, которые изживают имеющиеся недостатки, становятся всё более востребованными и используемыми. На рынке начинают появляться изделия второго и третьего поколения, которые более эффективны и лучше отвечают запросам клиентов. Впрочем, консервативно настроенные компании продолжают проявлять настороженность.
- 3D-печать стоматологических инструментов
- Разбрызгивание связующего вещества
- Разбрызгивание материала
- 3D-печать в автомобильном производстве
- Корпоративная 3D-печать
- Экструдирование материала
- 3D-сканеры
- Программное обеспечение для 3D-печати
- Сервисные бюро 3D-печати
Выход на плато продуктивности
Наконец, тренд, который выходит на плато продуктивности, становится мейнстримом и широко внедряется.
- 3D-печать для прототипирования
- 3D-печать слуховых аппаратов
Если внимательнее приглядеться к нашему случаю, то видно, что «Потребительская 3D-печать» все еще катится под гору избавления от иллюзий. Надо полагать, так будет продолжаться не более предсказываемых Gartner 5-10 лет.
При этом мы еще ничего не сказали об активном и растущем сообществе энтузиастов настольных 3D-принтеров. Справедлива ли для них описываемая волна? Нет, на самом деле, в рамках развития технологии 3D-печати это аномалия, которую недооценивают.
А вот спад стереолитографии вызывает некоторое удивление. Ведь именно стереолитография стояла у истоков аддитивных процессов, именно стереолитография уже нашла свое применение во многих отраслях производства, так что как раз от нее-то и можно было ожидать движения в гору. Между тем это наблюдается в технологиях экструзии, струйного напыления материала и разбрызгивания связующего вещества.
И нет никакого сюрприза в том, что вся 3D-печать под прототипирование вышла на плато продуктивности. Это, вне всякого сомнения, самое широкое применение 3D-печати, которое все приняли и активно используют.
Наряду с прототипированием, настоящим флагманом 3D-печати, как это ни покажется неожиданным, является производство слуховых аппаратов. Они в основном пластиковые, хотя и здесь грядет переход — на металл.
Подводя итоги, можно сказать: чтобы бы вы ни думали о 3D-печати, к ней надо относиться реалистично. Реалии 3D-печати и АП-технологии — это грядущие вызовы. А хайп — он никому не на пользу.